на сайте online

Сейчас 194 гостей онлайн
Нет

Выход учебно-методического пособия профессора кафедры ТМТПО Галашева В.А. PDF Печать
Информационная культура граждан является одним из главных признаков цивилизованности государства. От уровня её развития зависит успех решения многих стоящих перед государством социально-экономических проблем. Развитие общества становится более динамичным и эффективным, если в государстве созданы условия для развития информационных технологий. Являясь основой социальных коммуникаций, информационные технологии оказывают влияние на экономику, производство и методы ведения бизнеса, меняя в их среде, прежде всего, скорость ведения всех процессов и, в первую очередь, оперативность принятия ответственных решений. Это невозможно без серьёзного отношения государства к подготовке специалистов, способных принимать взвешенные просчитанные решения во всех областях общественной и хозяйственной деятельности. А так как темп жизни общества, экономики, а также всех видов социальной деятельности в настоящее время чрезвычайно ускорился и продолжает ускоряться, обществом востребованы специалисты, способные принимать решения быстро, опираясь на свой опыт и уже известные знания прошлого.
Видимая проблема быстрого принятия оптимального решения наталкивается на существенное препятствие – отсутствие специальной подготовки основной массы специалистов высшего профессионального образования к поиску и обработке огромных массивов уже имеющейся информации.
В настоящее время имеются издания для подготовки специалистов аналитических служб, решающие узкопрофильные задачи для нужд страны. Материалов же для подготовки студентов высшего профессионального образования явно недостаточно. Имеющиеся немногочисленные пособия грешат однобокостью, креном в сторону электронных источников информации, недостаточностью проработки вопроса сбора и обработки документальных информационных источников. Основной же недостаток известных пособий заключается в том, что они имеют косвенную направленность на конечную цель информационных исследований – принятие решения к действию – и ограничиваются только констатацией достигнутого прогресса в области изучаемой проблемы. Это не способствует полномерному формированию у студентов информационной и профессиональной культуры.
Восполнить этот пробел и призвано настоящее пособие. В нём предпринята попытка дать системное изложение вопросов индексации, поиска, хранения, анализа и предоставления информации, а также её синтеза в форме уточнения цели, формулирования гипотезы и задач предстоящего действия для решения стоящей проблемы. Такой подход к организации пособия, по мнению автора, позволяет повысить эффективность формирования у студентов общекультурных и профессиональных компетенций современного педагога, способного самостоятельно принимать трудные решения и способствовать формированию необходимых для этого качеств у учащихся.
Важной особенностью настоящего пособия является также то, что оно благодаря тщательно подобранным примерам учебного материала и приложения позволяет студенту самостоятельно, более продуктивно освоить технологию поиска и обработки информации.
При этом автор попытался сделать упор на алгоритмизацию процедур поиска и обработки информации, на современные информационные технологии и ресурсную базу Интернет, не пренебрегая при этом традиционными источниками информации: книгами, журналами и т.п., занимающими по-прежнему важное место в общем информационном потоке.
Всё это в совокупности направлено на формирование у студента общекультурных и профессиональных компетенций по восприятию, анализу и обобщению информации, готовностью применять современные информационные технологии для обеспечения высокого качества учебно-воспитательного процесса.
В первой части пособия изложены методические рекомендации студентам по организации учебного процесса, раскрывается цель изучаемого курса, описывается его структура и содержание лекционно-практических занятий.
В этой же части подробно освещаются вопросы, связанные с организацией и контролем со стороны преподавателя самостоятельной работы студентов при изучении теоретического материала и выполнения самостоятельной контрольной работы по курсу. Завершается первая часть изложением общих рекомендаций студентам по освоению курса.
Вторая часть пособия посвящена изложению основного учебного материала, который условно можно разделить на шесть разделов:
Источники информации.
  1. Формы, методы и средства идентификации, поиска и хранения информации.
  2. Особенности информационной работы с печатными и электронными источниками.
  3. Технологии анализа информации.
  4. Технологии предоставления информации.
  5. Принятие решения к действию.
В первом из них, представленном в первой теме, обозначается терминологический аппарат, рассматривается роль и значение информационной культуры в жизни человека. Раздел направлен на формирование у студентов общекультурных компетенций, таких как способность к обобщению, анализу и восприятию информации, к пониманию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества. Второй раздел, включающий темы со второй по четвёртую, направлен на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в области организации сбора, хранения и передачи информации, готовности работать с компьютером как средством управления информацией, способности работать с информацией в глобальных компьютерных сетях. Третий, с пятой по шестую темы, направлен на изучение особенностей работы с печатной продукцией и аудиовизуальными источниками информации и способствует готовности студентов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в школе, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Четвёртый, представленный темой семь, затрагивает проблемы анализа информации и формирует у студентов готовность анализировать информацию для решения проблем возникающих в будущей профессионально-педагогической деятельности. Пятый и шестой разделы отражены в материалах восьмой темы, являющейся заключительной темой, в которой сгруппированы материалы анализа информации, её предоставления в форме аналитического обзора и рассмотрены предпосылки и механизм принятия решения к действию. Эта тема направлена на выработку у студентов готовности к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности человека, способности логически верно вести устную и письменную речь, умения ставить цели и выбирать пути их достижения.
Структура указанных тем, несмотря на некоторую разницу в их объёме, в основном совпадает, что позволяет достаточно легко ориентироваться в пособии.
Следует подчеркнуть, что особый акцент в учебно-методическом пособии сделан на практическом применении  изучаемого материала в форме самостоятельной контрольной работы, целью которой как раз и является закрепление у студентов обозначенных выше компетенций. Излагая теоретический материал, автор старался не перегрузить пособие обсуждением сугубо специальных вопросов, изучение которых предусматривается в других курсах.
Целью предлагаемого пособия является оказание помощи студентам в освоении технологии поиска и обработки информации, с одной стороны, и знакомство с процессом принятия решений в рассматриваемой области, с другой. Пособие снабжено приложением, в котором приведены дополнительные материалы, призванные помочь студентам в выполнении самостоятельной контрольной работы и лучше понять основной учебный материал.
Автор заранее признателен за критические замечания и отзывы о пособии, которые могут быть направлены на кафедру теории и методики технологического и профессионального образования Удмуртского государственного университета или на адрес Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .


 
Russian (CIS)English (United Kingdom)French (Fr)Udmurtian (CIS)

Объявления

Архив объявлений

Новости сайта

Случайное фото

Опрос

Как Вы готовитесь к сессии?
 

Яндекс цитирования

Яндекс для сайта ТМТПО